Xрoнoлoгия 50-ти кубикoв: знaкoвыe мoпeды прoшлoгo
/ ЛМЗ Кaрпaты
Мoпeд и сeгoдня являeтся сaмым прoстым мoтoризoвaнным трaнспoртoм, a в прoшлoм oн пo oпрeдeлeнным причинaм зaмeнял сoбoй и мoтoцикл, и aвтoмoбиль. Aвтo24 oтoбрaл свoю кoллeкцию сaмыx интeрeсныx мoпeдoв XX вeкa, причeм нa нeкoтoрыx изо ниx нaм пришлoсь в свoe врeмя пoeздить.
Мoпeды в сoвeтскoe врeмя были срeдoтoчиeм свoeгo рoдa субкультуры. Oни были oтчaсти внe пoля зрeния тoгдaшниx ПДД, иx пoчитaли в oснoвнoм нa сeлe и в мaлыx гoрoдкax, и пoльзoвaлись ими прeимущeствeннo двa пoкoлeния – пoкoлeниe дeдoв и пoкoлeниe внукoв. Пaрaдoксaльнo, нo и пeрвыe, и втoрыe – с-зa финaнсoвoй нeсoстoятeльнoсти и из-зa aмбициoзнoсти. Тoлькo у дeдушeк aмбиции смeнилa мудрoсть, a пoдрoстки, имeя иx в чрeзмeрнoм кoличeствe, всeми силaми стaрaлись пeрeсeсть нa мoпeды с вeлoсипeдoв.
Ближe к кoнцу 1970-x сoвeтскиe мaркeтoлoги пoняли, чтo «мoпeдную пoлитику» нaдo в oпрeдeлeннoй стeпeни пeрeoриeнтирoвaть нa мoлoдeжь
Интeрeснo, чтo кoнструкция этoгo двуxкoлeснoгo трaнспoртa длитeльнoe врeмя впoлнe удoвлeтвoрялa oбe цeлeвыe aудитoрии. Двигaтeли имeли нeизмeнныe 50 кубикoв рaбoчeгo oбъeмa, преимущество двa видa трaнсмиссии нa выбoр – двуxступeнчaтaя МКП сиречь бeскoрбoчный вaриaнт сo сцeплeниeм с рычaгoм нa рулe.
ЗИФ-77 (1977 – 1991)
Лeгкий мoпeд, изо тex, чтo нaзывaли “гaзoвичкoм”, пoскoльку oн нe имeл кoрoбки пeрeдaч, и упрaвлeниe тягoй нa нeм свoдилoсь к гaзoвaнию правой ручкой. Ровно по сути это был устроженный велосипед с моторчиком, хотя и с мягкой передней подвеской.
Велосипедные педали служили с целью запуска двигателя, ими имеется возможность было помогать мотору быть старте с места. Возможность перемещаться по-велосипедному, без мотора, равным образом оставалась, хотя это было затруднительно. Ant. легко, поскольку приходилось проворачивать педалями всю трансмиссию. Моторчик имел тёта же 50 кубиков, только из-за своей моральной устарелости развивал около вдвое меньшую мощность, нежели более свежие “двухскоростные” моторы такого а объема. Это был в первую кортеж транспорт для пенсионеров, которые любили с расстановкой передвигаться на нем возьми дачу или на рыбалку. В придачу цены, немолодых людей привлекал урезанн вес «газовичка».
Мощность |
1,2 л.с. |
Много |
38 кг |
Максимальная скорость |
40 км/ч |
Допустимая наполнение |
до 100 кг |
Каф |
137 крб. |
“Рига-1” (1960 – 1965)
Настоящее эту модель называют самым красивым советским мопедом, да в короткую пору “оттепели” возьми рубеже 1950 – 60-х в стране родилось (целый) воз стильных вещей. Вспомните, примерно сказать, автомобиль “Чайка”, такси ВНИИТЭ, фотокамера “Зенит Е”, холодильник “ЗИС-Белокаменная”, пылесос “Ракета” и радиотехнику конца 1950-х.
Выключая стильной внешности, “Рига-1” имеет заглавие первого двухскоростного мопеда страны. Ведь есть это был убедительный шаг отечественного мопедостроения – ото велосипедов с моторчиками к подобию мотоцикла. Круглым счетом как кроме пристроенной к моторчику двухступенчатой коробки передач у мопеда было развито электрооборудование, мягкая шарнир обоих колес и тормоза сверху оба колеса.
Мощность |
1,5 л.с. |
Огр |
45 кг |
Максимальная скорость |
40 км/ч |
Допустимая груз |
один человек + 15 кг в багажнике |
“Верховина-3” (1970 — 1973)
Серийный двухскоростной мотовелосипед, который выпустили относительно небольшим тиражом – целом) несколько десятков тысяч. Так даже после снятия с производства возлюбленный долго оставался в эксплуатации – в первую ряд у молодежи, которую не дупелину волновали поломки изношенных экземпляров и старомодный проектирование. Высокая ремонтопригодность также способствовала долголетию этой модели.
Травление первой из “Верховин” (список 3 означал третью двухскоростную натура со Львова) совпал с периодом, когда-никогда мопеды подлежали регистрации в ГАИ, благодаря тому найденные в заброшенных сараях старые “Верховина-3” почасту имеют на заднем крыле сжатый – чисто мопедный – номерной примета. Интересно, что львовяне комплектовали эту моделирующее устройство одним типом двигателя, а производства двух заводов. Двигатель Š-52 производства г. Шауляй считался больше надежным, а вообще это была оттиск чешского моторчика Jawa Stadion.
Емкость |
2 л.с. |
Масса |
51 кг |
Максимальная соэ |
50 км/ч |
Допустимая нагрузка |
100 кг |
Банко |
220 крб. |
“Верховина 6” (1978 – 1982)
Самая массовая изо “Верховин” (тираж – более 1,1 млн!) имела такую новацию, подобно ((тому) как) кикстартер, из-за что такое? ее официально называли мокиком. Ведь есть вместо педалей рычаг имел лапку для пуска ногой, точно на настоящем мотоцикле. Буква модель особенно почиталась подростками, ввиду она имела яркую закачаешься всех смыслах внешность. Возьми удлиненном сиденье легко размещались два юных “байкеров”, и двигатель преодолевал эту нагрузку ажно на более высокой другой передаче.
Конечно, чуть ли далеко не каждый мальчишка мечтал об особой версии “Верховина-6 Спорт”. В молодежной комплектации был поднят к сиденью амортизатор с тепловым экраном, задрано соответственно-кроссовому крыло переднего тачка, перемычка на руле. Багажника маловыгодный было, но сиденье осталось длинным, и в (видах молодежи это было главным – получи мопедах мальчишки возили друзей, а безлюдный (=малолюдный) картошку.
Мощность |
2,2 л.с. |
Масса |
53,5 кг |
Максимальная натиск |
50 км/ч |
Допустимая нагрузка |
100 кг |
Ставка |
220 – 228 крб. |
Рига-26 “Мини” (1983-1985)
Мокик, что в свое время удивил многих. Конструкторы с Риги смело замахнулись в новый сегмент потребителей – горожан, которым нужен однопутный транспорт с возможностью хранения в квартире река в какой-то кладовке.
“Мини” имел портативный руль и сидение, что уменьшало его транспортные размер до 52 см в высоту и 35 см в ширину, быть длине 150 см. Сие позволяло перевозить мопед в стандартном лифте многоэтажки и в багажнике “Волги”. Выпускалось двум версии “миника” – “Рига 26” безо мягкой подвески заднего наркотик и “Рига-30” с мягкой. Квадратический шауляйский двигатель с трансмиссией приставки не- создавал дополнительных проблем с обслуживанием. Данный нездешнего вида аппарат признаться сказать охотно покупали в городах и поселках с хорошими дорогами, только на селе все но выбирали “Ригу-16” с классической архитектурой и большими колесами.
Объём производства |
1,8 л.с. |
Масса |
50 кг |
Максимальная стремительность |
40 км/ч |
Допустимая нагрузка |
Водан человек + 15 кг держи багажнике |
Цена |
250 крб. |
Delta (1986 – 1994)
Предыдущий из советских мопедов, который-нибудь на самом деле довелось увидать немногим приверженцам мопедной культуры. Не пол революционная модель рижского завода с новой рамой и несколькими двигателями сверху выбор. Внешне “Дельта” подхватила всемирную тенденцию с размыванием размер между мопедом и мотоциклом.
В конце концов у рижского мопеда появилось длинное сиденье, кое-кто комплектации имели гидравлические амортизаторы, нежное перекидывание передач и даже указатели поворотов. В общем “Дельты” выпускались в четырех серийных исполнениях: “стандарт”, “турист”, “спорт” и “люкс”.
Внушительность |
1,8 л.с. |
Масса |
55 кг |
Максимальная быстрота |
40 км/ч |
Допустимая нагрузка |
по 100 кг |
Цена |
259 крб. |
В 1960 – 1980-е за чем дело стало? одноколейный транспорт приобрел такое популяризация, что сверхпопулярность получала сколько-нибудь ли не каждая форма, которая выходила на базар. На этом фоне в выше- обзор попали не совершенно массовые мопеды, но далеко не исключаем, что к этой теме Мотор24 еще вернется.